Как ещё улучшить письменную коммуникацию
Светлое будущее ваших текстов
Из этой статьи вы узнаете:
ещё несколько свойств хорошего текста;
что такое «стилевые особенности»;
почему нужно бороться со штампами;
какие полезные привычки нужны автору.
За чем следить?
За чем следить?
Хороший деловой текст, большое ли это письмо или маленькое сообщение, прежде всего должен быть ясным. Мешающие этому канцелярит и многословие мы уже обсудили и осудили. Покажем ещё нескольких «врагов ясности» (вновь: только невыдуманные примеры из чьих-то текстов!)
Двусмысленность: из фразы можно вычитать смысл, который автор не вкладывал
Лучшая профилактика двусмысленности — перечитывать свои предложения, постоянно задавая себе вопрос «Можно ли это понять по-другому?». Распознавать двусмысленность — навык, который тренируется (хоть и не очень быстро). А исправлять такие предложения просто: достаточно поменять отдельные слова или порядок, в котором они стоят.
Алогизм: автор противоречит сам себе или здравому смыслу
Проверочные вопросы для нахождения алогизмов: «Что именно я утверждаю? Нет ли в этом ошибки или противоречия другим моим утверждениям?».
Общая неясность: что вообще хотел сказать автор?
Проверочный вопрос — «Понятна ли моя мысль?» Представьте, что это не ваш текст, а чужой и читайте его как неприязненный критик, выискивая слабые места. Потом исправляйте их, пока текст не станет кристально ясным.
Если вам требуется больше примеров, чтобы лучше изучить эти хитрые фразовые «поломки», вновь поможет Ошибкариум:
Фактические ошибки и близкие к ним голословные утверждения вроде бы не влияют на ясность фразы, зато вводят читателя в заблуждение. Это весьма коварные недочеты: непросто поймать себя на том, что вы говорите неправду, клюнули на ложные факты или приводите сомнительные доводы. И все-таки гораздо лучше исправить это в черновике, чем читать комментарии, критикующие вас за небрежность. Вновь поможет метод «чужих глаз» — придирайтесь к своему тексту до публикации.
Грамматические нарушения
Грамматические нарушения
Все вышеупомянутые проблемы возникают «на уровне содержания». Но когда содержание выражено «неправильной формой» — например, с явными ошибками согласования — читателю тоже сложнее правильно понять написанное. Вот несколько популярных промахов в согласовании.
Проблема № 1 — неверный порядок слов
Проблема №2 — падежная ошибка
Так как на самом деле языковых ошибок ещё больше (и намного!), внимательно перечитывать написанное — привычка, без которой нельзя. Если у вас проскальзывают ошибки в написании слов, привыкните и обращаться к орфографическому онлайн-словарю, когда сомневаетесь.
До сих пор мы не упоминали пунктуацию, хотя запятые, тире, кавычки и двоеточия, конечно, тоже могут ухудшать ясность. В Ошибкариуме правила пунктуации перечислены, но выучить их хотя бы на 80% — долгая и тяжелая задача. Поэтому начинать тренировки лучше не с пунктуационных проблем.
Контрольный повтор
Проверьте, насколько хорошо вы разобрались с «врагами ясности»
Всего 3 вопроса
Выберите все предложения, в которых есть путаница
Верно! Тут есть алогизм: если делишься идеями, значит, имеешь их в виду.
Да, двусмысленное предложение!
Тут всё ок, никакого подвоха! В отличие от первых двух предложений.
Далее
Проверить
Узнать результат
Представьте, что вы получили такое письмо: «По итогам годового отчета видим, что бизнес-показатели пошли вверх, однако рост замедлился. Несмотря на отсутствие цифровых разработок, было принято решение продолжить развитие цифровой экосистемы, опираясь на совместные открытия и достижения».

Понятна ли вам суть текста?
Точно? Сравните: «Результаты годового отчета показали, что бизнес-показатели не улучшились. Поэтому совет директоров решил развивать цифровую экосистему».
Верно! Попробуйте, как будет время, переписать тренировки ради
Далее
Проверить
Узнать результат
Выберите предложение, в котором нет ни смысловых, ни речевых дефектов.
Разве вы не заметили плеоназмы?
Нет. Здесь есть пустословие, нарушение общей логики.
Верно! В этом предложении все ясно и грамотно.
Далее
Проверить
Узнать результат
Стоит перечитать
Ничего страшного, это всего лишь игровой тест! Но когда ошибаетесь больше одного раза, лучше повторить материал.
Пройти заново
Неплохо!
Всего одна ошибка: вы разобрались в теме
Пройти заново
Безошибочно!
Примите наши поздравления
Пройти заново
Что нужно знать о «стиле»
Что нужно знать о «стиле»
Хотя почти у каждого человека уже есть определенный «стиль», например, узнаваемые фразы и обороты, над стилистикой всё равно нужно работать, сводя количество ошибок и неясности к минимуму. Хорошее деловое письмо отличается в первую очередь содержательностью, ясностью и грамотностью (см. предыдущий блок). Когда с ними всё в порядке, можно придать своим текстам большую яркость и узнаваемость. Для начала — какие вообще у стиля есть элементы.
Один способ описывать стиль — через форму. Вам привычнее короткие или длинные предложения, слова нейтральные или эмоционально окрашенные, предлоги короткие или длинные? Более осторожные люди используют больше вводных конструкций-оговорок («если я не ошибаюсь…»), решительные — больше восклицательных знаков, властные — повелительных конструкций. А несдержанные чаще прибегают к ругательным словам.
Более очевидные и, возможно, более доступные усовершенствования стиля ждут со стороны не формы, а содержания ваших текстов:
шутите ли вы в текстах;
прибегаете ли к самоиронии;
используете ли образные средства (гиперболы, метафоры, сравнения и т. д.) или предпочитаете сухое изложение;
понимаете ли, как манипулировать эмоциями читателей;
любите ли парадоксы и смысловые выверты;
сколько подробностей указываете;
пытаетесь разнообразить тексты или вам достаточно одного и того же стиля;
работаете ли осознанно над увлекательностью (для этого используют элементы сторителлинга, драматические детали, примеры с реальными людьми или выдуманными персонажами).
Может показаться, что столько приёмов и свойств излишне для деловой коммуникации. Но и в деловых ролях, как мы уже говорили, мы остаёмся людьми, а люди всегда составляют впечатление о собеседнике по его сообщениям. Коммуникативные задачи меняются: сегодня вам нужно убедить, завтра — впечатлить первым письмом, послезавтра — тактично пошутить, чтобы снять напряжение в команде.
Чтобы лучше подстраивать стилистику под задачи, осознанно практикуйте любые изменения стиля в разные стороны: сокращайте и удлиняйте, меняйте детализацию описаний, от вопросов переходите к восклицаниям, записывайте эмоции, которые собираетесь вызвать очередным письмом.
Штампы
Штампы
Речевые штампы/клише — одновременно и элемент канцелярита, и препятствие на пути к хорошему личному стилю.
Вы их много раз слышали и читали: «дружный коллектив», «негативные факторы», «по горячим следам», «семейный круг», «белый как снег». Важнейшая черта штампа — то, что это распространенное выражение. Когда-то оно, может, и было ярким и образным, но со временем выцвело.
Чем плохи штампы? Псевдовыразительностью. К ним то и дело прибегают, пытаясь впечатлить, выразить значение крайней степени. «Непревзойденное качество», «готов свернуть горы», «люблю тебя больше жизни»… Говоря так, собеседник не придумывает образ сам, а берёт из того, что в памяти всплывёт. Это попытка впечатлить — но услышанное в тысячный раз не впечатляет и может даже показаться фальшивым. Поэтому «я тебя так люблю» звучит лучше, чем выспреннее «я люблю тебя больше жизни»… Что это вообще за дешевая театральность такая? Лучше вообще без образной речи, чем с такими затертыми образами.
Второй недостаток штампов — нехватка точности там, где точность нужна.
«Сделаем в сжатые сроки» — в какие именно сроки?
«Огромные деньги» — а насколько огромные? Что для Рогозина огромно, для Илона Маска — тьфу.
«Кардинально меняет» — как именно меняет?
А раз требуются уточнения, мы снова теряем время.
Штампы живучи именно потому, что всегда есть соблазн интеллектуально полениться и вместо свежего/точного выражения — над которым нужно подумать! — сказать что-то «приблизительное».
Но если не хотите, чтобы ваши мысли и ваш письменный стиль казались вторичными, то экономить не стоит. Помните: когда автор экономит, читателю приходится уточнять или догадываться.
Контрольный повтор
Почти закончился последний урок… Ого, получается, что этот тест — не просто тест, а ЭКЗАМЕН?!
Ещё 4 вопроса
Найдите предложение, в котором НЕТ речевых штампов.
«Индивидуальный подход» и «визитная карточка» — это штампы.
Неверно. «Огромный ассортимент» и «по лучшим ценам» встречаются везде.
Отлично! Тут нет штампов. Сравните, как могло бы быть: «Наша команда профессионалов проведет переезд в самые короткие сроки».
Далее
Проверить
Узнать результат
Выберите предложение БЕЗ речевой ошибки.
Верно!
Ошибочка вышла, шлем можно только «надеть».
Обои бывают только моющиеся. А моющими — люди, которые эти обои моют.
Нет. И тут подвох — паронимы «обхватить» и «охватить». Обхватить можно что-то или кого-то, а территорию — только охватить.
Далее
Проверить
Узнать результат
Определите, в каких предложениях ЕСТЬ речевые ошибки.
Верно! Цена может быть высокой или низкой, а товар — дешевым или дорогим.
Тут всё в порядке.
Правильно! «Скоропостижной» бывает только кончина.
Здесь нет ошибок.
Далее
Проверить
Узнать результат
Стоит перечитать
Ух, кажется, мы что-то очень сложное придумали в этот раз...
Пройти заново
Вы усвоили материал
И готовы сражаться с речевыми ошибками в реальной жизни!
Пройти заново
Ни одной ошибки, вау
Вы готовы сражаться с речевыми ошибками в реальной жизни!
Пройти заново
Дело привычки
Дело привычки
Работа над содержательностью/ясностью, работа над ошибками и работа над стилем — три больших дела, которыми можно заниматься поочередно или одновременно. Сложнее всего, конечно, выделить время, чтобы этим заниматься, и обеспечить регулярность. Формат интенсива — «целыми днями улучшать навыки 30 дней подряд» — здесь работает хуже, чем «20−30 минут почти каждый день, но годами».
Если в будущем великолепные тексты — норма, обычное дело, то так случится благодаря инновациям в обучении. Учеба станет интересной, интерактивной, мотивирующей. В нашем и в предыдущих поколениях интерес к языку и литературе часто отбивали ещё на этапе школы, а критическому мышлению не учили вообще (а как без него писать?). Чтобы обучаться самостоятельно, предмет должен быть вам интересен. Зачислите текстописание в хобби, внутри которого можно себя развлекать, совмещая приятное с полезным. «Надо для работы»? Пусть надо, но даже хулиганские стилевые игры развивают вас как автора, не обязательно оглядываться на работу всё время.
Допустим, время выделить получается. В какие отдельные привычки лучше его инвестировать?
  • 1
    Самое главное — перечитывание и правка своих черновиков. Планируйте загрузку так, чтобы можно было не отправлять наспех написанный текст. Обдумывайте как можно раньше и писать начинайте задолго до дедлайна, когда это возможно.
  • 2
    Отслеживайте, в каких условиях вам пишется лучше, какие маленькие ритуалы помогают.
  • 3
    Меняйтесь набросками с коллегами. Часто вычитывать и аккуратно критиковать чужое — сильно проще, чем улучшать своё, да и взгляд со стороны полезен.
  • 4
    Ведите дневник или пишите в соцсети. Важно проводить побольше времени «со словами», а в каком жанре — не очень важно.
  • 5
    Добавьте в закладки онлайн-словарь и Грамоту.ру и обращайтесь к ним каждый раз, когда сомневаетесь, как правильно написать слово или поставить запятую.
  • 6
    Читайте хорошие художественные книги: это тоже «время со словами», которое тренирует «чувство языка» и зрительную память (она помогает отвадить орфографические ошибки).
  • 7
    Обращайте внимание на всю окружающую «письменность»: объявления, вывески, меню, СММ брендов, определяйте удачные и слабые ходы.
Вы можете придумать и любые другие рутины и забавы, лишь бы они помогали «проводить время со словами».
А теперь — последняя бото-практика!
Док и Марти, как всегда, ждут вас в Телеграме!